ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

375. Вашему ребенку уже исполнилось четыре месяца. Процесс его роста вам был незаметен, но то, что ребенок вырос, вы видите по тому, как он перерос свою одежду. Вам приходится покупать ему рубашечки большего размера. Вы уже знаете требования к одежде: она должна быть теплой, не стеснять движений, нигде не жать, не тереть. Вы не ошибетесь, если будете покупать одежду ребенку на размер больше.
376. Если ваш ребенок все это время довольствовался маленькой кроваткой, то пора купить кроватку побольше — которая послужит малышу до школы. Если же вы сразу купили большую кроватку, то пришло время опустить у нее дно.
377. У вас есть выбор: какую кроватку лучше купить -деревянную или металлическую? Покупайте ту, которая вам больше по душе. Но знайте, что у деревянной кроватки есть маленькое преимущество: она не так холодна, когда ребенок прикасается к ней ручкой. Следовательно не доставляет неприятных ощущений.
378. Как правило, у детских кроваток — металлических или деревянных — опускается одна из стенок. Это помогает вам ухаживать за ребенком.
379. Ваш ребенок по-прежнему должен спать на не очень мягком ровном матрасике из какого-нибудь натурального материала (соломенный, травяной, волосяной матрасик). Также не нужна ребенку подушка (она понадобится значительно позже — после двух лет). Даже когда ваш ребенок вырастет и пойдет в школу, вы иногда будете замечать: он спит, отодвинув подушку в сторону. Так ему удобнее.
380. Для того, чтобы ложе ребенка было ровным, положите на матрасик вчетверо сложенное одеяло. На одеяло не забудьте положить клеенку. И только затем — простыню. Концы простыни должны быть хорошо подвернуты под матраоик — не оставляйте на простыне складок.
381. Одеяло, которым вы укрываете малыша, должно быть легким и теплым — лучше всего пуховым. Если нет пухового, вполне годится шерстяное. На одеяло надевается хлопчатобумажный пододеяльник.
382. Иногда в комнате возникают случайные сквозняки. Чтобы уберечь от них ребенка, перекиньте через спинку кроватки байковую пеленку или легкое покрывало. Пусть эти пеленка или покрывало так и остаются здесь все время.
383. Вы уже заметили, что ребенок ваш стал подвижен, и вас, естественно, радует это. Но в подвижности ребенка таятся и немалые опасности. Изучая окружающий его мир, ваш малыш стремится все схватить, чтобы рассмотреть поближе. Особенно привлекают его яркие блестящие предметы, которые он время от времени видит у вас в руках: ножницы, наперстки, иголки, нож, пилка для ногтей, вязальные спицы и т.д.
Вам понятно, что это не те предметы, с которыми можно ребенку играть — даже в более старшем возрасте. Не оставляйте перечисленные предметы в доступных для ребенка местах. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку.
384. Опыт показывает, что образцовый порядок в доме — гарантия безопасности для ребенка. Каждая вещь должна лежать на своем месте. А чтобы она там лежала, вы не должны забывать ее положить на место. Неприятные сюрпризы, недоразумения и несчастья происходят в доме тогда, когда вещи перестают «знать место». Продумайте свой быт до мелочей, попробуйте смоделировать несколько опасных ситуаций, вынесите из детской комнаты все ненужное.
385. Вы уверены, например, что вам нужна в детской комнате хрустальная ваза на столе? И бархатная скатерть с бахромой?.. Ребенок однажды может схватиться за край скатерти и потянуть ее на себя. И хрустальная ваза поведет себя не лучшим образом.
386. Не оставляйте вблизи ребенка острые предметы. Конечно, вы не оставите их специально, но вы можете их обронить. Упала иголка на пол. Вы склонились, поискали и не нашли. И успокоились. Будьте уверены: пройдет некоторое время, и эту иголку найдет ваш ребенок. Откуда ему знать, какую опасность она представляет. Например, для глаз. Или гвоздик, который случайно выронил отец.
387. Избегайте прогулок в ветреную погоду. Внезапный порыв ветра может насыпать ребенку пыли в глаза. И это закончится конъюнктивитом. В этом возрасте любая болезнь слишком опасна для ребенка и чревата осложнениями. В том числе и конъюнктивит — заболевание такого сложного органа как глаз.
388. Когда ребенку исполнится пять месяцев, он уже не спит так спокойно, как прежде, и, конечно же, сбрасывает с себя одеяло. Особенно если одеяло не по сезону теплое -ребенку под ним жарко, ребенок потеет. Вы заменили одеяло, но ребенок все равно сбрасывает его, дрыгает во сне ножками. А вы уже устали к нему подниматься; вас постоянно тревожит, как бы малыш не замерз и не заболел…
Пришейте к углам одеяльца завязки. Лучше, если это будут резинки. С их помощью вы можете привязать одеяло к прутьям кроватки и уже будете уверены, что ребенок ночью не раскроется.
389. Если ваш ребенок имеет обыкновение раскрываться ночью, отличным выходом из положения может быть использование спального мешка. Разве что возможны сложности с переодеванием, когда ребенок сходит в пеленки и даст вам об этом знать.
390. Вы не должны забывать о регулярном контроле со стороны педиатра. Врач профессионально оценит физическое и психическое развитие вашего малыша, соответствует ли это развитие возрасту; если необходимо, покажет ребенка профильному специалисту; оценит состояние здоровья; даст вам советы по уходу.
Если вашему ребенку уже исполнилось четыре месяца, достаточно посещать детскую консультацию не реже одного раза в месяц.
391. Поговорим об игрушках. В этом возрасте ребенку требуются еще довольно простые игрушки. Основные требования к ним прежние: игрушки не должны представлять опасность для здоровья ребенка — нельзя давать игрушки с острыми краями, нельзя давать игрушки разбирающиеся на мелкие детали. Игрушки должны быть из материала, который легко помыть: резиновые, деревянные, пластмассовые.
392. Выбирайте для ребенка игрушки яркие, разноцветные, пестрые, разнообразных форм. Помните, что игрушка — это не просто отвлеченная забава, а предмет, развивающий ребенка; игрушка развивает цветовосприя-тие, пространственное воображение (соотношение форм); занимаясь с игрушкой, ребенок учится координировать свои движения, воспринимать предмет зрительно с разных расстояний; он пробует ее на ощупь — твердая игрушка или мягкая; и даже исследует на вкус.
393. Конечно, покупайте малышу игрушки по возрасту. Но если вы встретили в магазине что-то более сложное и не можете удержаться, купите и эту игрушку. Ребенок подрастет, и она придется ему кстати. Но если вы купили такую игрушку, не показывайте ее ребенку преждевременно — чтобы он не привык к ней и не потерял впоследствии к этой игрушке интерес.
394. Интерес ребенка к игрушке — это важно. Время от времени меняйте те игрушки, с которыми играет ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш стал равнодушен к какой-то игрушке, спрячьте ее на недельку в шкаф и подбросьте в кроватку другую игрушку. Когда вы через неделю достанете игрушку старую, вы убедитесь, что ребенок будет опять с удовольствием играть с ней — и будет воспринимать ее как воспринимаете вы старого знакомого.
395. Поиграйте и вы в игрушки с ребенком. Ведь только от вас он может узнать, что это за игрушки: что собачка — это собачка, а котик с бантиком — это котик с бантиком; собачка лает, котик мяукает. Малышу все это безумно интересно. В этих первых играх перед ним предстает простенькая модель мира.
396. Вам необходимо знать, что игры с ребенком устанавливают между вами более тесный эмоциональный контакт. Такие контакты — это одна из основ ваших последующих с ребенком взаимоотношений. В частности -уважения, любви… Вы же хотите, чтобы ваш ребенок впоследствии долгие годы относился к вам с самой нежной любовью… Побольше занимайтесь с ним. Пусть он открывает мир с Вашей подачи, пусть он видит окружающее вашими глазами.
397. Давая ребенку разные игрушки (желательно по одной), называйте их. Ребенок, пусть еще и не способен сам говорить, запоминает слова и их значение. Со временем это поможет ему быстрее заговорить.
398. Если вы даете ребенку разборные игрушки, то выбирайте такие, какие не представляют для ребенка опасность: например, разборные матрешки, кубики, пирамидка. Детали разборных игрушек не должны быть слишком мелкими. Маленькие дети в этом возрасте постигают не только окружающий мир, но и собственное тело. И малышу бывает очень интересно засунуть в нос фрагмент мозаики или спрятать в ухо пуговку, оторвавшуюся от платьица куклы, и т.д.
399. Вашему ребенку полгода. Ему уже невероятно надоело все время сидеть в кроватке — как в клетке. И вы позволяете своему малышу поползать по квартире. Не оставляйте ребенка без наблюдения, иначе через полчаса не узнаете своей квартиры.
Все шкафчики, что у вас есть и до которых способен добраться ребенок, должны быть заперты. Если они не запираются, загородите их стулом или креслом. Недопустимо, чтобы ребенок «похозяйничал» в каком-нибудь из шкафов; мало того, что ребенок может подыскать себе неподходящий для игр предмет, например, баллончик с дезодорантом, он может и навести свой порядок — например, разбросать по гостиной бабушкины грампластинки и от души поползать по ним.
400. В этом возрасте детей очень привлекают ключи всевозможных модификаций. Пальчики у вашего малыша уже ловкие, и если в дверце шкафчика торчит ключ, не сомневайтесь, что ваш малыш через минуту-другую справится с ним. Так он может забраться в аптечку или в кухонный шкаф… Что вы там храните? Сыпучие продукты? Вермишель? Уксусную эссенцию? Все это очень интересно… Прячьте от малыша ключи подальше.
401. Но если ваш ребенок хочет непременно поиграть с ключом и с дверцей от шкафчика и упрямо стоит на своем, грозя грандиозным скандалом, предоставьте в его распоряжение один из шкафчиков. Спрячьте в шкафчик игрушки, оставьте в дверце ключ. Пусть ребенок играет, сколько душе его угодно; главное, что он у вас под контролем. А ребенку, кроме удовольствия, — еще и столь необходимое развитие.
402. В этом возрасте уже можно показывать ребенку красочные картинки из складных книжек, а также картинки, наклеенные на картон.
403. Настоящий восторг у ребенка уже вызовут те игрушки, которые всего пару месяцев назад могли его испугать. Речь идет о механических заводных игрушках либо о других подвижных игрушках.
404. Слишком много игрушек сразу давать ребенку не рекомендуется. Пользы от этого большой нет. Во-первых, ребенок, отвлекаясь от одной игрушки к другой, быстро утомляется от обилия впечатлений. Во-вторых, такая игра не развивает фантазии ребенка. В-третьих, ребенок становится как бы избалованным, и если поток игрушек, обрушившийся на него, вдруг прекращается, он начинает требовать новых покупок, ему теперь бывает трудно угодить.
405. Не стремитесь давать ребенку обязательно покупные дорогие игрушки. Иногда он может удовольствоваться и простейшим предметом, оказавшимся у вас под рукой: например, пластмассовой коробочкой от фотопленки (дети вообще любят всякого рода коробочки), или мыльницей, или деревянным пеналом старшего брата. Помимо того, что ребенок удовлетворяет свое любопытство, он еще исследует предмет — один из тех предметов, что будут служить ему всю жизнь.
406. Игрушки ребенка надо регулярно мыть с мылом. Можно даже почистить со щеткой — в тех местах, куда вы не достаете пальцем, ведь именно там предпочитает скапливаться инфекция. А если учитывать страсть ре-
бенка каждую игрушку тянуть в рот, то можно прогнозировать нежелательные последствия.
Рекомендуется мыть игрушки ежедневно. Со временем это можно будет делать реже.
407. Не давайте игрушки малыша другим детям. Даже своим — старшим. Старшие дети могут перенести болезнетворные микроорганизмы на эти игрушки. У старших детей посильнее иммунитет, для них эта инфекция не страшна. А маленький ребенок может не выдержать микробной атаки.
408. Игрушки из натурального или искусственного меха, из тканей, хоть и привлекают вашего ребенка, но еще не подходят ему. В этих игрушках много пыли, а помыть их не представляется возможным. Если для вашего малыша кто-то принес такую симпатичную игрушку, спрячьте ее пока в шкаф. Ребенок подрастет, и вы отдадите ему эту игрушку.
409. Как правило, ребенок, которому уже исполнилось полгода, может неплохо сидеть. Сначала он сидит в подушках, потом уже садится самостоятельно и обходится без поддержки. В этом возрасте ребенка можно приучать к высокому детскому стульчику. Ваш самый юный член семьи с превеликим удовольствием поддержит компанию за обеденным столом. Однако не забывайте, что маленький ребенок разделит с вами компанию, но никак не трапезу. Пока еще взрослые кушают свое, а малыш свое.
Высокий стульчик — вещь удобная и очень нравится ребенку. Но бывает, если такой стульчик стоит слишком близко к столу, ребенок иногда отталкивается ножкой от столешницы. Это опасно: стульчик вместе с ре-
бенком может опрокинуться. Не ставьте стульчик близко к столу.
410. Ребенок уже столь подвижен, что во время прогулки не лежит спокойно под одеяльцем, как лежал раньше. Поэтому в гардеробе малыша появляется новый вид одежды — курточка или пальтецо. Хорошо, если есть и капюшон.
В зимнее время курточка заменяется шубкой. А можно использовать для прогулок специально сшитый меховой мешок.
411. Всегда обращайте внимание не только на то, где и с чем играет ваш ребенок, но и на то, куда вы вместе с малышом садитесь, что окружает вас. Оглядитесь: не стоит ли рядом с вами на столе тарелка с горячим супом или чашка с чаем, или пузырек со щелочью, с каким-нибудь растворителем… Ребенок неожиданно может дотянуться до одного из этих предметов и опрокинуть на себя.
412. В вашем доме должна быть еще одна очень важная вещь — детский горшок. Этот предмет самых разных конфигураций вы можете встретить в хозяйственном магазине. Изготавливаются они сейчас из пластмассы, что значительно удобнее металлических эмалированных, которые выпускались отечественной промышленностью в прежние времена.
413. Детский горшок очень облегчит вам существование, если вы приучите вашего малыша регулярно пользоваться им. Это бывает непросто, однако в конце концов все дети начинают ходить на горшок. От родителей требуется только содержать горшок в чистоте и заботиться о
том, чтобы он был теплым — то есть не вызывал у малыша неприятных ощущений.
414. С тех пор как ваш ребенок начал вести более активный образ жизни, стал ползать, вам необходимо выделить ему для ползания пространство. Это может быть специально купленный манежик, который не обязательно приобретать в магазине за полную стоимость; можно купить и бывший в употреблении манежик, тем более что использовать его вы будете недолго.
415. Манежики вы можете встретить в продаже деревянные или сетчатые. Выбирайте на свой вкус. Манежики хороши тем, что легко и быстро разбираются и в разобранном состоянии занимают совсем немного места.
416. Если вы выбрали деревянный манежик, не поленитесь, покрасьте его белой краской. На белом фоне всегда будут видны загрязнения, и вы их удалите влажной тряпкой вовремя.
417. Манежики бывают с дном и без дна. В любом случае в манежик нужно постелить что-то теплое: одеяльце, хлопчатобумажное покрывало или простыню из толстого полотна. Чтобы подстилка не сбивалась, можно укрепить ее тесемками по углам.
418. Если у вас не лежит душа к манежику, можете отгородить достаточно просторный угол для прогулок малыша. В этом уголке все должно быть безопасно для ребенка. И естественно — чисто. На пол рекомендуется бросить чистую полотняную подстилку, которую при необходимости не составит труда постирать, или хлопчатобумажное одеяльце.
419. Итак, ваш ребенок уже активно ползает по полу. Но уверены ли вы, что малышу тепло? Вы должны помнить еще из школьного курса физики, что теплый воздух поднимается к потолку, тогда как холодный перемещается вниз. Это значит, что даже в пределах одной комнаты температура воздуха может быть разная: под потолком теплее, над полом холоднее. А ребенок как раз ползает на полу… Измерьте температуру, положив термометр на пол. И если над полом достаточно прохладно, потеплее оденьте малыша.
420. Для ребенка, который проводит много времени на полу, купите или сшейте теплые фланелевые штаны. В таких штанах ему будет теплее. На поясе они должны закрепляться резинкой, также — на щиколотках.
Не забывайте почаще стирать эти штаны, так как они быстро загрязняются.
421. Но как бы вы ни пытались оградить ребенка от ссадин и ушибов, у вас ничего не получится. Ваш ребенок нарабатывает себе жизненный опыт. Важно избежать лишь серьезных травм. Не переживайте очень сильно, если обнаружите на руке малыша лишнюю царапину.
422. На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д.
В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.
423. К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения
не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.
424. Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.
425. Несмотря на то, что ребенок уже заметно подрос, он все еще довольно уязвим для инфекции. Поэтому старайтесь на прогулках избегать мест большого скопления людей.
426. На двенадцатом месяце (может, немного раньше или немного позже) ребенок уже делает первые шаги. К этому времени у него должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная — то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.
427. Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.
428. Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур глад-
кая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой.
429. Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс