ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

70. Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок — это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.
71. Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни — в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей — чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.
Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью — пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром — на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный — и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.
72. В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.
73. Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. Где взять весы?.. В прежние времена это было проблемой. Теперь при желании можно купить, кажется, все. А для собственного ребенка чего не сделаешь!..
На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс — вес ребенка в граммах, а ось ординат — месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной — без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес.
74. Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.
75. Не перекармливайте детей. Толстый ребенок -еще не значит красивый. Повышенный вес — не гарантия от заболеваний.
76. Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.
Нельзя поднимать ребенка за руки.
Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.
Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка
придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки. Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры — затылок., на уровне лопаток и на уровне таза.
77. С самых первых дней не нужно нянчить ребенка — не следует без особой на то нужды брать его на руки, укачивать, убаюкивать. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без неге, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие — поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Так ваш малыш становится избалованным.
78. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Вообще в первые месяцы жизни ребенок довольно часто кричит. Но крик его — это не только сигнал о некоем неблагополучии или нужде. Крик — это еще и гимнастика. Во время крика задействуются многие группы мышц: шейные, грудные, брюшные. И крик просто необходим для из развития.
79. Материнский инстинкт так и толкает маму к ребенку, который закричал. Инстинкты — вещь серьезная. Бывает мама места себе не находит, пока ребенок кричит. Но не спешите идти к ребенку на крик. Пусть он покричит пару минут. Крик полезен и для его легких — чтобы расширялись, чтобы в них в полном объеме происходил газообмен; и для некоторых групп мышц, как мы уже говорили выше… Но если ребенок не успокаивается, тогда надо поискать причину его плача.
Причин может быть несколько:
— ребенок «сходил» в пеленки,
— ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки),
— ребенок голоден или его мучает жажда.
В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае — пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку -швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае — надо просто посмотреть на часы, не пришло ли время кормления вашего малыша. Если это время еще не пришло, не следует торопиться и нарушать режим дня. Надо выждать. Ведь режим — это система, к которой ребенок привыкает и в дальнейшем на нее, как на основу, опирается. А организм по наблюдениям ученых очень любит всякого рода системы, угадывает в них ритм, приспосабливается к этому ритму и уж затем движется (растет и развивается) на этом ритме, как на автопилоте… Разберитесь. Быть может, ваш ребенок просто хочет пить. Дайте ему кипяченой водички с чайной ложечки или сладкого чаю.
80. Если ребенок все еще не успокоился, нужно поискать причину в состоянии его живота. Вспомните, давно ли у ребенка отходил стул… Маленьких детей часто мучает так называемый метеоризм — скапливаются газы. Животик в этом случае «твердый» и несколько увеличен в размерах. Помогите ребенку: легким поглаживанием ладонью помассируйте ему животик, поработайте его ножками (сгибать их, прижимая коленочки к животу) поменяйте несколько раз положение тела.
81. Некоторые мамы, видя в явлении метеоризма нарушения пищеварения, регулярно дают ребенку с чайной ложечки отвар ромашки, укропную воду и другие чаи. Это помогает, но не всегда.
Иногда приходится прибегать к помощи специально)! резиновой трубочки. У такой трубки закругленный гладкий конец и несколько боковых окошек. Перед применением трубку надо обязательно прокипятить, потом смазать кончик вазелином или вазелиновым маслом и ввести (без усилий) малышу в задний проход. Как правило, эта процедура помогает: через минуту-другую газы отходят, иногда вместе с каловыми массами, ребенок успокаивается, его живот становится мягким на ощупь.
Если у вас ничего не получается и с трубкой, срочно вызывайте врача. Вообще не стесняйтесь вызывать врача к своему ребенку. Лучше ошибиться в эту сторону — т.е. вызвать педиатра лишний раз, нежели легкомысленно полагаться на «авось»…
82. Укропная вода или настой фенхеля — давно испытанное средство против болей в животе. Но не надо злоупотреблять этим средством, как злоупотребляют по незнанию некоторые мамы, когда дают ребенку настой фенхеля для утоления жажды. Это касается и настоя ромашки и мяты.
Когда ребенок хочет пить, лучше давать ему фруктовые чаи, слабенький байховый чай, кипяченую воду, можно и минеральную воду — из тех, на этикетках которых указано, что можно использовать и для грудных детей.
83. Некоторым молодым родителям кажется, что их ребенок мочится слишком часто. Следует знать, что в первую неделю — в норме до десяти раз в сутки. Впоследствии эта цифра увеличивается. Расчет прост: мочится ребенок приблизительно три раза на каждое кормление. То есть до двадцати раз в сутки. И от одного до трех раз в сутки отходит стул. Знание этого необходимо при расчете количества пеленок.
Чтобы родители не пугались, им будет не лишне знать, что первородный кал ребенка — меконий — очень
темный. В дальнейшем стул светлеет, становится желтого цвета.
84. Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах — на затылке, на шейке — временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах — в виде мелкоточечных красных высыпаний. Это так называемая потничка.
Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.
85. Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, она должна медленно и плавно подниматься. К концу четвертой недели жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.
То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина — в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.
86. Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей — особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки.
Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи — приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.
87. Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:
— «подошвенный» рефлекс — вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
— «сосательный» рефлекс — вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
— «хватательный» рефлекс — вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.
Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш ребенок — в норме.
88. Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.
89. С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью учеными уста новлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки -приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом — так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом — обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.
90. Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком.
91. Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации…
92. Если вы хотите что-либо показать своему малышу -яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см.
Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?
93. Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.
94. У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» — это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания… Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно.
95. На втором месяце жизни стул у ребенка может быть от одного до трех-четырех раз; по консистенции -вязкий; цвет светло-желтый. Если детский стул появляется зеленый или водянистый с прожилками крови и слизи и если при этом отмечается потеря в весе ребенка, обращайтесь к врачу.
96. Часто у ребенка сразу после кормления бывает небольшое срыгивание. Это нормальное явление, которое объясняется тем, что вместе с молоком ребенок проглатывает немного воздуха. Молодых родителей обычно тревожит это. Они стараются очень осторожно положить ребенка в кроватку, а тот все равно срыгивает немного молока. Опыт показывает, что не надо спешить укладывать ребенка после кормления. Подержите вашего малыша несколько минут в зертикальном положении, и вы услышите, как с легким звуком отрыгнулся воздух. После этого можно уже смело положить ребенка в кроватку.
97. Но следует ртличать обычное срыгивание от рвоты. Если срыгивание — явление чисто физиологическое, то рвота — уже признак болезни. Срыгивает ребенок молоком не измененных качеств: молоко не створоженное, имеет обычный цвет и запах. При рвоте картина меняется: молоко из рвотных масс створожено, желтоватого цвета и неприятного кисловатого запаха. Как правило, рвотой сопровождается повышение температуры — даже у детей более старшего возраста. Еще при рвоте может быть вздутый животик; ребенок ведет себя беспокойно… Надо срочно обращаться за помощью врача.
98. Есть важное правило, которое необходимо знать и соблюдать. После кормления не кладите ребенка на спину. Если он в положении на спине срыгнет, то молоко может попасть в дыхательное горло. Это очень опасно…
Ребенок покушал — вы положили его на бочок.
99. Ребенка в первые три месяца жизни (и родителей соответственно, поскольку они очень любят своего малыша) может донимать икота. Это не болезнь, и особенно волноваться при икоте не следует. Это всего лишь непроизвольные периодические сокращения диафрагмы. Появляется икота обычно после кормления и продолжаться может долго — иной раз до получаса. Самого ребенка она сильно не беспокоит, но неприятность икоты в том, что она может привести к срыгиванию. Родители только что так радовались, что их ребеночек поел, и вдруг — икота, а за ней срыгивание.
Необходимо помнить, что при икоте самое главное спокойствие: не волноваться (не раздражаться) самому и не волновать свое чадо.
Бытует мнение, что икота возникает от перекармливания. Возможно. Действительно, не следует перекармливать ребенка. Некоторые опытные бабушки считают, что икает ребенок, когда замерзнет, укрывают его потеплее, прикладывают грелку к ножкам. Иногда помогает и это. А если помогает, значит, можно взять на заметку. Попробуйте…
100. При икоте может помочь и теплое питье. Попробуйте дать ребенку несколько ложечек слабенького теплого чая или просто теплой кипяченой воды.
101. Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром — в мокрых пеленках; от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.
Каким образом не допустить опрелости…
— стремиться перепеленать ребенка вовремя;
— обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).
102. Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой — протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.
103. Одна из особенностей этого возраста — струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся.
Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка -он ведь еще так слаб.
Удаляются струпики с помощью растительного масла: на голову накладывается повязка с растительным маслом — на ночь. А на следующий день при купании голову ребенка нужно вымыть с мылом. И струпики отпадут.
104. Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» -зона роста — на голове ребенка еще открыты, череп как бы пластичен.
105. К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле его зрения возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.
Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку — без разницы… Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.
В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.
106. В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.
107. У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.
Стричь ногти старайтесь аккуратно — не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие — их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо — не оставляя острых концов, с закруглением.
108. Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.
109. Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.
110. Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго — пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.
111. Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре — 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, — в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.
112. Примерно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать и координировать движения своих рук. Как правило, малыш тянет руки ко рту и начинает сосать пальцы. Это действо доставляет ему удовольствие, но не следует его допускать, поскольку со временем может развиться дурная привычка, которая повлечет за собой неправильное формирование зубов.
113. Будьте начеку, не оставляйте трехмесячного ребенка без присмотра. Он уже достаточно активный и способен самостоятельно перевернуться на живот. Бывали случаи, когда мама, оставив ребенка на кровати, выходила на минуту в соседнюю комнату или на кухню, а возвратившись, обнаруживала ребенка как ни в чем не бывало улыбающегося на полу. Хорошо, если ребенок у ротозейки-мамы скатится на пол удачно. А если — нет?..
Когда вам надо ненадолго отойти от ребенка, положите его в детскую кроватку и чувствуйте себя спокойно.
114. Не балуйте своего малыша. Будьте с ним терпеливы и ласковы. Не оставляйте его без внимания, однако не дайте ему понять, что считаете его чуть ли не центром вселенной, — не воспитывайте ваше чадо эгоистом. Дети довольно точно чувствуют отношение к себе со стороны окружающих — даже в этом возрасте.
115. Долгое время считалось, что основа характера человека — в его наследственности, а воспитание — это нечто поверхностное, надстройка. Нет сомнения, наследственность играет значительную роль, но не определяющую — исследованиями психологов это уже доказано. Именно огрехи воспитания могут сделать человека несчастным и уязвимым на всю жизнь… Непременно поговорите со своим опытным педиатром, как правильно воспитывать вашего малыша с «младых ногтей».
116. Вы можете сами оценить, соответствует ли физическое и психическое развитие вашего трехмесячного ребенка возрастной норме. Для этого необходимо знать, что:
— на третьем месяце ребенок способен сам некоторое время удерживать головку;
— активно двигает ручками и ножками, хотя порой может воспринимать собственную руку как некий посторонний предмет и с интересом обследовать ее; плещется и дергает ножками в ванночке; не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому;
— интересуется и доступными предметами: разглядывает их, хватает, тянет к себе;
— трехмесячный ребенок узнает близких и знакомых, отвечает улыбкой на улыбку;
— у ребенка уже развит слух, ребенок прислушивается к звукам; к незнакомым звукам — с настороженностью;
__трехмесячный ребенок уже сам издает некоторые
звуки — и получает от этого удовольствие.
117. В возрасте трех месяцев ребенок, как уже говорилось выше, начинает проявлять интерес не только к своим рукам и пальчикам, но и к предметам, в частности к игрушкам, которых у него уже, должно быть, предостаточно. Это очень важный момент. Игрушки нужны для нормального физического и психического развития.
Однако не все игрушки подряд годятся для трехмесячного малыша. Не подходят те игрушки, которые невозможно помыть или обработать дезинфицирующим раствором, — к примеру, матерчатые, из искусственного меха, плюшевые и т.п. Также исключаются мелкие игрушки, игрушки с острыми краями, которыми можно пораниться, игрушки, которые можно разобрать.
Идеальный вариант — игрушки из пластмассы, резины и деревянные (с округлыми краями).
118. Хорошо, когда над ребенком в кроватке висят яркие разноцветные погремушки. Есть на чем фиксировать взгляд, что рассмотреть, поупражнять глазомер (далеко, близко); есть к чему потянуться — поразмять мышцы, научиться координировать направление; и вообще — есть к чему применить любопытство, и, увлекшись, дать маме отдохнуть.
119. Не рекомендуется давать ребенку одновременно несколько игрушек. Лучше дать одну — чтобы она полностью владела его вниманием. Кроме того, не следует оставлять у ребенка игрушку надолго — он привыкнет к ней и перестанет проявлять интерес. Время от времени нужно менять игрушки.
120. Если вы подвешиваете игрушки, то расположите их так, чтобы они были прямо перед глазами ребенка, -в противном случае малышу придется постоянно косить глаза, что по вполне понятным причинам нежелательно.
121. Все игрушки, с какими имеет контакт ваш ребенок, почаще мойте с мылом. А хранить их можно под пеленкой, дабы на игрушки не оседала пыль.
122. Молодые родители часто ошибаются, полагая, что ребенок их еще маленький и не понимает настроений взрослых людей. Он все понимает — чувствует. И если родители не находят возможным прятать от ребенка некоторые свои настроения — нервозность, например, по поводу каких-либо бытовых проблем, — то и ребенок их растет нервозным. Покой — это одно из самых важных условий для нормального психического развития вашего малыша.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс